В связи с весенними обострениями, самым актуальным клиентским запросом стала тема противостояния манипуляции, нарушения границ (на работе) и умение отстаивать свои интересы без накала эмоций, а точнее — уменьшая накал эмоций противоположной стороны и свой собственный.
Все эти темы я уже обсуждала по осени и давала техники в своих статьях, их можно посмотреть здесь:
А эту памятку по ассертивному противостоянию рекомендую всегда иметь перед глазами и пробовать.
Перед употреблением — потренироваться перед зеркалом, а лучше — записать себя на диктофон и убедиться, что вы звучите уверенно.
Ассертивный сценарий противостояния манипуляции или прямому давлению
Пример: ваш друг или коллега постоянно опаздывает на встречи, мероприятия и каждый раз находит уважительные причины или оправдывается тем, что все равно никто не пострадал, ничего важного не произошло.
- 1 шаг. Описываем ситуацию, как есть: да, ты хороший друг/эффективный сотрудник, но пунктуальность тоже важна.
- 2 шаг. Выражаем свое отношение к ситуации: я расстроен, тревожусь, когда ты опаздываешь, я не знаю, могу ли я на тебя рассчитывать на ответственной встрече.
- 3 шаг. Конкретизируем наши ожидания, каких изменений мы хотим: я ожидаю, что ты научишься планировать свое время более четко и будешь приходить к назначенному часу.
- 4 шаг. Описываем неизбежные позитивные последствия: если ты перестанешь опаздывать, то я буду чувствовать уважение ко мне и моему времени, я смогу больше доверять тебе и рекомендовать на более серьезные проекты.
- 5 шаг. Описываем неизбежные негативные последствия: если нет, то я буду вынужден приглашать на мероприятия кого-то другого, просить тебя заехать за мной или я буду вынужден применить дисциплинарное взыскание (если речь о сотруднике).
- 6 шаг. Выражаем надежду: я верю, что ты можешь эффективно планировать свое время, учитывать форс-мажоры и вместе мы свернем горы!